Содержание
Что такое утильсбор, как его считать
Как изменится утильсбор с 1 декабря 2025
Последствия повышения утильсбора: чего ждать в 2026 году
С 1 декабря 2025 года в России повысится утильсбор для ввозимых из-за рубежа автомобилей. Повышение, в первую очередь, затронет машины мощнее 160 л. с. Разбираем, какие категории пострадают сильнее всего (от кроссоверов до бизнес-седанов), и рассказываем, как покупателям адаптироваться к новым реалиям.

Что такое утильсбор, как его считать
Утилизационный сбор — это единоразовый платеж, взимаемый с производителя, импортера или покупателя транспортного средства за обеспечение его будущей утилизации. В России его введение регулирует Федеральный закон № 89-ФЗ, где прописаны порядок исчисления, уплаты, возврата и зачета сбора. Основная цель — компенсировать затраты государства (или производителей) на переработку и утилизацию выбывающих из эксплуатации автомобилей плюс уменьшить нагрузку на экологию от автотранспорта.
Величина утильсбора сегодня считается по следующей формуле:
УС = Базовая ставка * Коэффициент
Базовая ставка утильсбора для легковушек сегодня — 20 тыс. руб. А вот коэффициент зависит от ряда критериев:
— возраста авто — более или менее 3 лет
— объема двигателя — до 1 л, 2–3, 3–4 и так далее
— цели приобретения — личное пользование или дальнейшая реализация
Для физлиц, ввозящих машины для индивидуального пользования, действуют льготы: 3,4 тыс. руб. — за новые авто, 5,2 тыс. руб. за авто старше 3 лет, независимо от объема двигателя.
Как изменится утильсбор с 1 декабря 2025
С 01.12.25 базовая ставка УС не изменится, а коэффициент будет зависеть не только от объема, но и от мощности двигателя. Льготы для физлиц сохранятся лишь для авто до 160 л. с. Для более мощных авто будут применять коммерческие тарифы, где коэффициент растет прямо пропорционально мощности (например, до 2,5 млн руб. для двигателей 200–250 л. с.).
Коэффициентов много: будут отдельно для новых авто и машин старше 3 лет. Главный принцип новой формулы расчета — чем мощнее авто, тем выше утильсбор.
Выкуп авто по честной цене
Новые автомобили
Сначала разберемся, насколько вырастет утильсбор для новых автомобилей, которые наиболее популярны в РФ по итогам первых 3 кварталов 2025 года.
Кроссоверы и внедорожники 170–250 л. с.
Повышение утильсбора для любителей кроссоверов и внедорожников мощностью в районе 170–250 л. с. будет весьма ощутимым.

В среднем, покупка таких авто станет дороже на 0,9–1,3 млн рублей. Сюда же входят затраты импортеров/дилеров, которые, очевидно, лягут на конечного покупателя.
Премиум-внедорожники 250–400 л. с.
Для премиум-сегмента с мощностью 250–400 л. с. рост утильсбора будет еще более ощутимым. Ставки вырастут на 1,5–4 млн рублей.

Такое повышение создает не только рост конечной цены, но и риск исчезновения части моделей с рынка. Дилеры и импортеры могут просто отказаться от ввозов моделей.
Компактные кроссоверы и хэтчбеки до 160 л. с.
Модели вроде Geely Coolray или Mazda CX-5 с мощностью до 160 л. с. формально подпадают под льготные ставки утильсбора. Однако рынок уже фиксирует повышенный спрос на такие модели — ожидаемый «безопасный» сегмент становится дороже из-за ажиотажа, что отражается в росте цен примерно на 10–15%.
Авто с пробегом
В сегменте востребованных в РФ подержанных иномарок (старше 3 лет) также ожидается значительное повышение цен.
Кроссоверы и минивэны 170–200 л. с.
Рынок подержанных кроссоверов и минивэнов с мощностью 170–200 «лошадок» уже сегодня ощущает влияние нового утильсбора. Ожидаемый спрос приведет к увеличению цен на вторичке на уровне +2–3 млн рублей — это почти двукратный рост.

Импорт таких моделей из Японии и Южной Кореи станет экономически менее выгодным и существенно сократится, прогнозируют эксперты.
Седаны и универсалы 170–250 л. с.
Сегмент подержанных седанов и универсалов с мощностью 170–250 л. с. также не избежит подорожания — ожидается рост в диапазоне 1,2–3,3 млн рублей. Повышенный риск того, что доступ к импортным машинам с аналогичными характеристиками станет ограниченным, усиливает дефицит и подпитывает рост цен.

Внедорожники и премиум-кроссоверы 200–300 л. с.
В сегменте премиум-кроссоверов и внедорожников с мощностью порядка 200–300 л. с. прогнозируется рост цен на «вторичке» от 2–3 млн рублей и выше. Импорт из Кореи и других азиатских стран станет нерентабельным.

Последствия повышения утильсбора: чего ждать в 2026 году
Повышение утильсбора — важнейший фактор, который определит будущее авторынка в РФ на ближайшие годы. Цены вырастут, ассортимент сократится, а спрос сместится в пользу менее мощных авто (до 160 л. с.).
Один из брендов, которые пострадают сильнее всех — Toyota. Сейчас лишь 3–4% альтернативного импорта приходится на версии до 160 л. с. Импорт Land Cruiser, Prado, RAV4 и Camry с моторами 170+ л. с. станет бессмысленным — утильсбор перекроет экономику поставок. Эксперты считают, что бренд вылетит из топ-10 продаж после распродажи стоков.
Альтернативы останутся у корейцев и «европейцев». У Hyundai и Kia около 50% альтернативного ввоза — машины до 160 л. с., у Mazda, Volkswagen, Skoda — 30%. Вполне вероятно, что часть заказчиков переориентируется на них.
Ажиотаж уже поднял цены на «малолитражки» на 10–15%: BMW X1 1.5 (140 л. с.) — 2,5 млн руб., Audi A3L — 2,7–3,3 млн руб., Mazda CX-5 — от 3,2 млн руб. Эта тенденция сохранится, прогнозируют эксперты.
Планируете обновить автомобиль? Начните с оценки текущего. Онлайн-сервис CarPrice позволяет рассчитать рыночную стоимость и продать машину легально и безопасно без объявлений и звонков. Вы получите деньги в день сделки и сможете сразу использовать их для приобретения нового авто.
Частые вопросы
Почему правительство повышает утильсбор?
Официальные причины — поддержка отечественного автопрома, борьбы с «серым» импортом и увеличение доходов бюджета.
Затронет ли повышение утильсбора автомобили, произведенные в России?
Напрямую — нет. Для собранных внутри страны автомобилей утильсбор платит производитель, а при локализации производства сбор зачастую компенсируется через льготы и государственные субсидии.
Как изменится ситуация с ввозом машин через параллельный импорт?
Для моделей мощнее 160 л. с. экономическая выгода параллельного импорта практически исчезает: ввоз через Казахстан, ОАЭ или Корею становится нерентабельным из-за утильсбора до 2–4 млн руб. По прогнозам, объемы ввоза могут снизиться на 40–50% к весне 2026 года.
Можно ли обойти повышенный утильсбор, если ввозить авто как физлицо?
Только если мощность автомобиля не превышает 160 л. с. К более мощным авто даже при ввозе «для личного пользования» будут применять повышенный коэффициент.
Как повышение утильсбора повлияет на рынок автозапчастей и сервис?
Рост утильсбора приведет к удорожанию кузовных запчастей, особенно для премиум-брендов (BMW, Lexus, Mercedes-Benz). К 2026 году эксперты прогнозируют увеличение средних цен на оригинальные детали на 15–20%.

