Блог компании CarPrice
Блог компании CarPrice
20 ноября 2025

Утильсбор 2026: как изменится рынок и почему исчезнут импортные авто

Утильсбор 2026: как изменится рынок и почему исчезнут импортные авто
Время на чтение: 7 минут

Содержание

Повышение утильсбора: ключевой удар по импорту

Новые ставки утилизационного сбора

Параллельный импорт

Цены на импортные авто 2026

Какие импортные машины исчезнут с рынка первыми

Китайские бренды vs параллельный импорт: кто выиграет от новых правил

Российские автомобили в 2026 году

Рынок б/у иномарок: рост цен и дефицит авто

Частые вопросы

2026 год обещает стать переломным моментом для российского авторынка. Уже с 1 декабря 2025 года вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора, а с 1 января 2026 года — дополнительные нововведения, которые превратят многие популярные иномарки из Европы, Японии и Кореи в недоступную роскошь. Разбираемся, что к чему.

unnamed.png

Повышение утильсбора: ключевой удар по импорту

Утилизационный сбор — это обязательный платеж, который взимается при первичной регистрации автомобиля в России. Он был введен еще в 2012 году для защиты отечественного автопрома и пополнения бюджета, но в последние годы стал мощным инструментом регулирования импорта. С 1 декабря 2025 года методика расчета радикально меняется: теперь ключевым параметром становится мощность двигателя.

Это изменение направлено на закрытие лазейки с турбированными моторами небольшого объема, но высокой производительности. Кроме того, с января 2026 года предусмотрена ежегодная индексация ставок на 10-25% в зависимости от категории авто.

Последствия для рынка:

— Для физических лиц: льготные ставки (3400 руб. за новую машину и 5200 руб. за авто старше 3 лет) сохраняются только для автомобилей мощностью до 160 л. с. Все, что мощнее, облагается по коммерческим тарифам.

— Для юридических лиц и параллельного импорта: рост закупочных цен на сотни тысяч и даже миллионы рублей.

— Дополнительно: обсуждается введение экологических коэффициентов после 2026–2027 годов, что ударит по авто с бензиновыми и дизельными моторами.

В результате премиум-сегмент и мощные кроссоверы станут экономически невыгодными для ввоза. Многие эксперты прогнозируют, что это окончательно вытеснит «серый» импорт европейских и японских брендов.

Новые ставки утилизационного сбора

Ниже приведены ориентировочные размеры утильсбора для новых авто до и после вступления в силу нововведений:

unnamed.png

Примечание: точные цифры зависят от объема, возраста авто и типа топлива. Для физлиц льгота только до 160 л. с.

Параллельный импорт

Параллельный импорт стал спасением рынка после 2022 года: через него в Россию завозили Toyota, Volkswagen, Mercedes и другие бренды, официально ушедшие из страны. Механизм продлят на 2026 год (и, вероятно, дальше), но он потеряет привлекательность из-за комбинации факторов:

— Новые ставки утильсбора.

— Требование властей КНР о 180-дневной регистрации перед экспортом (вступает с 1 января 2026 года): новые машины нельзя будет сразу отправлять в Россию, что увеличит сроки поставок и затраты на хранение.

— Закрытие схем через ЕАЭС: доначисления утильсбора при ввозе авто из Киргизии, Казахстана и Армении.

— Ограничения для физлиц: прямой ввоз без доплат возможен только для личного пользования и с ограничениями по мощности.

Последствия для участников рынка:

— Дилеры: многие уйдут в тень или полностью свернут деятельность. Объемы поставок сократятся в 2-4 раза.

— Покупатели: цены вырастут на 30-70%, выбор сузится до маломощных моделей, премиум-авто будут доступны только очень состоятельным покупателям.

Часть игроков перейдет на ввоз б/у авто старше 5-7 лет (там ставки ниже), но и это станет дороже. В итоге параллельный импорт превратится из массового канала в нишевый для люксовых и редких моделей.

Если планируете ввозить автомобиль после изменения утильсбора, заранее уточняйте мощность двигателя. Превышение даже в 1-5 л. с. может перевести авто в более дорогую категорию и увеличить расходы на сотни тысяч рублей.

Цены на импортные авто 2026

Новые ставки сделают многие популярные модели недоступными. Ниже приведены новые ориентировочные стоимости некоторых популярных в РФ импортных моделей:

— Toyota Camry 2.5 (200-210 л. с.) Утильсбор вырастет до 2,4-2,8 млн руб. (было 1,2-1,4 млн). Реальная цена в салоне перевалит за 6,8-7,8 млн руб. — это +1,6-2 млн к нынешним прайсам.

— Toyota RAV4 2.5 AWD и Hyundai Tucson/Santa Fe 2.5 (180-200 л. с.) Утильсбор 2,0-2,6 млн руб. (было 1,0-1,5 млн). Машины, которые сейчас стоят 4,8-5,5 млн, в 2026-м будут начинаться от 6,3-7,5 млн руб.

— Kia Sportage 2.5 Утильсбор 1,9-2,4 млн руб. (было 0,9-1,3 млн). Ценник подскочит до 5,8-7,0 млн руб. — прибавка около 1,2-1,7 млн

— Geely Monjaro, Chery Tiggo 8 Pro Max, Exeed VX (230-254 л. с.) Даже официальные китайцы получат утильсбор 3,6-4,2 млн руб. (было 1,8-2,2 млн). Хотя часть компенсируют из бюджета, в салонах все равно прибавят 1,2-1,8 млн — итого 5,8-7,0 млн руб.

— Toyota Land Cruiser Prado новый (249 л. с.) Утильсбор 4,2-5,0 млн руб. (было 2,0-2,5 млн). Цена уйдет за 10,5-12,5 млн руб.

— Toyota Land Cruiser 300 Утильсбор 5,5-7,0 млн руб. (было 2,8-3,5 млн). В салонах будут просить 15-19 млн руб. и выше.

— Lexus LX 500d/LX 600 Утильсбор 6,5-8,0 млн руб. (было 3,5-4,5 млн). Ценник 20-25+ млн руб. — это уже территория супер-премиума.

— BMW X5, Mercedes-Benz GLE, Audi Q7/Q8 (250-400+ л. с.) Утильсбор 5,0-7,5 млн руб. (было 2,5-4,0 млн). Цены стартуют от 18-20 млн и перевалят за 25 млн руб.

— Zeekr 001, Li L9, Voyah Free Утильсбор 2,8-3,5 млн руб. (было 667-850 тыс.). Льготы практически исчезнут — машины, которые стоили 7-9 млн, теперь станут 9,5-13 млн руб.

В среднем массовые иномарки подорожают на 25-40%, премиум — на 50-100%.

Какие импортные машины исчезнут с рынка первыми

Новые правила выбьют с рынка целые классы автомобилей:

— Мощные среднеразмерные кроссоверы: Volkswagen Touareg, Audi Q7/Q8, BMW X5/X6, Mercedes GLE.

— Японские флагманы: Toyota Land Cruiser 300/Prado, Lexus LX/GX, Nissan Patrol.

— Европейские «заряженные» модели: BMW M, Mercedes-AMG, Audi RS.

— Спортивные седаны и купе: Toyota Camry GR, Hyundai Sonata N-Line.

— Последовательные гибриды и мощные электрокары: Li Auto L-серии, Zeekr, Voyah (свыше 200-300 л. с.).

Их место займут версии с моторами до 160-180 л. с. или прямые китайские аналоги (Tank 500, Exeed VX), для которых утильсбор остается умеренным благодаря локализации.

Бесплатная оценка вашего авто

Введите госномер — данные заполнятся автоматически

Китайские бренды vs параллельный импорт: кто выиграет от новых правил

Победители очевидны — локализованные в России китайские производители. Chery, Geely, Haval, Exeed, Tank, Omoda, Jaecoo получат полную или частичную компенсацию утильсбора из бюджета. Благодаря этому даже богатые комплектации с моторами 200+ л. с. останутся в ценовом диапазоне 3-6 млн руб. Положительно скажутся на их востребованности официальные поставки без «серых» наценок и с гарантией.

Что будет с параллельным импортом популярных сегодня авто:

— Потеря 50-70% объемов.

— Переориентация на нишевые премиум-модели.

— Рост доли китайцев на рынке новых авто до 75-80% к концу 2026 года.

Цены на авто сегодня и так кусаются, а после повышения утильсбора — уйдут на околоземную орбиту. И, скорее всего, вам придется продать свой старый автомобиль перед покупкой нового. Это не очень удобно, ведь часто деньги нужны здесь и сейчас. Решить эту проблему поможет сервис по выкупу авто CarPrice. Что мы предлагаем:

— онлайн-оценку вашего авто за пару десятков секунд;

— бесплатный осмотр автомобиля нашими специалистами в одном из филиалов в 55+ городах РФ (или у вас на дому);

— конкретную цену по итогам аукциона среди дилеров и автосалонов со всей России;

— прозрачное оформление документов купли-продажи.

— оплату уже в день осмотра авто нашими специалистами.

Российские автомобили в 2026 году

Отечественные марки (или полностью локализованные) практически не почувствуют изменений:

— АвтоВАЗ (Lada Granta, Vesta NG, новые кроссоверы) получат 100% компенсацию утильсбора.

— Москвич, Haval (российская сборка), Sollers — аналогично.

— Цены останутся в диапазоне 1,2-3 млн руб. даже за топовые версии.

Планируется расширение модельного ряда: новые Vesta на платформе с китайскими агрегатами, но под российским брендом.

Lada продолжит доминировать в бюджетном сегменте (до 2 млн руб.), где импорт полностью исчезнет.

Рынок б/у иномарок: рост цен и дефицит авто

Сокращение новых поставок резко подогреет вторичку. Что ожидается:

— Иномарки 2022–2025 годов (Toyota, Kia, Hyundai, VW) подорожают на 25-40%.

— Дефицит машин 1-3 года с пробегом до 50 тыс. км.

— Китайские б/у-авто пока останутся неликвидными из-за сомнений в надежности и быстрого падения остаточной стоимости.

— Цены на популярные модели (RAV4, Camry, Sportage 2020–2024 гг.) превысят 4-6 млн руб.

В итоге многие покупатели перейдут на б/у японцев/корейцев или новых китайцев.

2026 год окончательно разделит рынок: массовый сегмент отойдет китайским и российским брендам, а европейские, японские и американские иномарки станут атрибутом премиум-класса с ценниками от 10 млн рублей. Если вы все еще мечтаете о Тойоте, КИА или БМВ — лучше успеть оформить покупку в этом году, а еще лучше — до 01.12.2025.

Частые вопросы

Сохранится ли официальная гарантия на машины по параллельному импорту в 2026 году?

Официальной заводской гарантии от производителя не будет, но крупные дилеры продолжат предоставлять свою сервисную гарантию на 1-3 года при условии обслуживания в их сетях.

Можно ли будет ввозить электромобили и гибриды без огромного утильсбора?

Для физлиц при ввозе одного авто в год льготы сохраняются, но для юрлиц и параллельного импорта ставки вырастут существенно.

Повлияет ли повышение утильсбора на цены уже ввезенных в 2025 году машин?

Нет, сбор платится один раз при первичной регистрации. Остатки 2025 года будут самым выгодным предложением начала 2026-го.

Стоит ли брать кредит на импортную машину в 2026 году?

Если ключевая ставка опустится ниже 12-14%, то да — но только на модели до 200 л. с. Для мощных иномарок переплата по кредиту плюс утильсбор сделают покупку малоцелесообразной.

Вернутся ли официально Toyota, Volkswagen и другие ушедшие бренды к 2026–2027 годам?

Эксперты не ожидают массового возвращения этих производителей в ближайшие 2-3 года.

CarPrice выкуп авто

Купим любое авто по рыночной цене

Узнайте стоимость вашего автомобиля бесплатно!
Введите госномер — данные заполнятся автоматически