Содержание
Повышение утильсбора: ключевой удар по импорту
Новые ставки утилизационного сбора
Какие импортные машины исчезнут с рынка первыми
Китайские бренды vs параллельный импорт: кто выиграет от новых правил
Российские автомобили в 2026 году
Рынок б/у иномарок: рост цен и дефицит авто
2026 год обещает стать переломным моментом для российского авторынка. Уже с 1 декабря 2025 года вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора, а с 1 января 2026 года — дополнительные нововведения, которые превратят многие популярные иномарки из Европы, Японии и Кореи в недоступную роскошь. Разбираемся, что к чему.

Повышение утильсбора: ключевой удар по импорту
Утилизационный сбор — это обязательный платеж, который взимается при первичной регистрации автомобиля в России. Он был введен еще в 2012 году для защиты отечественного автопрома и пополнения бюджета, но в последние годы стал мощным инструментом регулирования импорта. С 1 декабря 2025 года методика расчета радикально меняется: теперь ключевым параметром становится мощность двигателя.
Это изменение направлено на закрытие лазейки с турбированными моторами небольшого объема, но высокой производительности. Кроме того, с января 2026 года предусмотрена ежегодная индексация ставок на 10-25% в зависимости от категории авто.
Последствия для рынка:
— Для физических лиц: льготные ставки (3400 руб. за новую машину и 5200 руб. за авто старше 3 лет) сохраняются только для автомобилей мощностью до 160 л. с. Все, что мощнее, облагается по коммерческим тарифам.
— Для юридических лиц и параллельного импорта: рост закупочных цен на сотни тысяч и даже миллионы рублей.
— Дополнительно: обсуждается введение экологических коэффициентов после 2026–2027 годов, что ударит по авто с бензиновыми и дизельными моторами.
В результате премиум-сегмент и мощные кроссоверы станут экономически невыгодными для ввоза. Многие эксперты прогнозируют, что это окончательно вытеснит «серый» импорт европейских и японских брендов.
Новые ставки утилизационного сбора
Ниже приведены ориентировочные размеры утильсбора для новых авто до и после вступления в силу нововведений:

Примечание: точные цифры зависят от объема, возраста авто и типа топлива. Для физлиц льгота только до 160 л. с.
Параллельный импорт
Параллельный импорт стал спасением рынка после 2022 года: через него в Россию завозили Toyota, Volkswagen, Mercedes и другие бренды, официально ушедшие из страны. Механизм продлят на 2026 год (и, вероятно, дальше), но он потеряет привлекательность из-за комбинации факторов:
— Новые ставки утильсбора.
— Требование властей КНР о 180-дневной регистрации перед экспортом (вступает с 1 января 2026 года): новые машины нельзя будет сразу отправлять в Россию, что увеличит сроки поставок и затраты на хранение.
— Закрытие схем через ЕАЭС: доначисления утильсбора при ввозе авто из Киргизии, Казахстана и Армении.
— Ограничения для физлиц: прямой ввоз без доплат возможен только для личного пользования и с ограничениями по мощности.
Последствия для участников рынка:
— Дилеры: многие уйдут в тень или полностью свернут деятельность. Объемы поставок сократятся в 2-4 раза.
— Покупатели: цены вырастут на 30-70%, выбор сузится до маломощных моделей, премиум-авто будут доступны только очень состоятельным покупателям.
Часть игроков перейдет на ввоз б/у авто старше 5-7 лет (там ставки ниже), но и это станет дороже. В итоге параллельный импорт превратится из массового канала в нишевый для люксовых и редких моделей.
Цены на импортные авто 2026
Новые ставки сделают многие популярные модели недоступными. Ниже приведены новые ориентировочные стоимости некоторых популярных в РФ импортных моделей:
— Toyota Camry 2.5 (200-210 л. с.) Утильсбор вырастет до 2,4-2,8 млн руб. (было 1,2-1,4 млн). Реальная цена в салоне перевалит за 6,8-7,8 млн руб. — это +1,6-2 млн к нынешним прайсам.
— Toyota RAV4 2.5 AWD и Hyundai Tucson/Santa Fe 2.5 (180-200 л. с.) Утильсбор 2,0-2,6 млн руб. (было 1,0-1,5 млн). Машины, которые сейчас стоят 4,8-5,5 млн, в 2026-м будут начинаться от 6,3-7,5 млн руб.
— Kia Sportage 2.5 Утильсбор 1,9-2,4 млн руб. (было 0,9-1,3 млн). Ценник подскочит до 5,8-7,0 млн руб. — прибавка около 1,2-1,7 млн
— Geely Monjaro, Chery Tiggo 8 Pro Max, Exeed VX (230-254 л. с.) Даже официальные китайцы получат утильсбор 3,6-4,2 млн руб. (было 1,8-2,2 млн). Хотя часть компенсируют из бюджета, в салонах все равно прибавят 1,2-1,8 млн — итого 5,8-7,0 млн руб.
— Toyota Land Cruiser Prado новый (249 л. с.) Утильсбор 4,2-5,0 млн руб. (было 2,0-2,5 млн). Цена уйдет за 10,5-12,5 млн руб.
— Toyota Land Cruiser 300 Утильсбор 5,5-7,0 млн руб. (было 2,8-3,5 млн). В салонах будут просить 15-19 млн руб. и выше.
— Lexus LX 500d/LX 600 Утильсбор 6,5-8,0 млн руб. (было 3,5-4,5 млн). Ценник 20-25+ млн руб. — это уже территория супер-премиума.
— BMW X5, Mercedes-Benz GLE, Audi Q7/Q8 (250-400+ л. с.) Утильсбор 5,0-7,5 млн руб. (было 2,5-4,0 млн). Цены стартуют от 18-20 млн и перевалят за 25 млн руб.
— Zeekr 001, Li L9, Voyah Free Утильсбор 2,8-3,5 млн руб. (было 667-850 тыс.). Льготы практически исчезнут — машины, которые стоили 7-9 млн, теперь станут 9,5-13 млн руб.
В среднем массовые иномарки подорожают на 25-40%, премиум — на 50-100%.
Какие импортные машины исчезнут с рынка первыми
Новые правила выбьют с рынка целые классы автомобилей:
— Мощные среднеразмерные кроссоверы: Volkswagen Touareg, Audi Q7/Q8, BMW X5/X6, Mercedes GLE.
— Японские флагманы: Toyota Land Cruiser 300/Prado, Lexus LX/GX, Nissan Patrol.
— Европейские «заряженные» модели: BMW M, Mercedes-AMG, Audi RS.
— Спортивные седаны и купе: Toyota Camry GR, Hyundai Sonata N-Line.
— Последовательные гибриды и мощные электрокары: Li Auto L-серии, Zeekr, Voyah (свыше 200-300 л. с.).
Их место займут версии с моторами до 160-180 л. с. или прямые китайские аналоги (Tank 500, Exeed VX), для которых утильсбор остается умеренным благодаря локализации.
Бесплатная оценка вашего авто
Китайские бренды vs параллельный импорт: кто выиграет от новых правил
Победители очевидны — локализованные в России китайские производители. Chery, Geely, Haval, Exeed, Tank, Omoda, Jaecoo получат полную или частичную компенсацию утильсбора из бюджета. Благодаря этому даже богатые комплектации с моторами 200+ л. с. останутся в ценовом диапазоне 3-6 млн руб. Положительно скажутся на их востребованности официальные поставки без «серых» наценок и с гарантией.
Что будет с параллельным импортом популярных сегодня авто:
— Потеря 50-70% объемов.
— Переориентация на нишевые премиум-модели.
— Рост доли китайцев на рынке новых авто до 75-80% к концу 2026 года.
Цены на авто сегодня и так кусаются, а после повышения утильсбора — уйдут на околоземную орбиту. И, скорее всего, вам придется продать свой старый автомобиль перед покупкой нового. Это не очень удобно, ведь часто деньги нужны здесь и сейчас. Решить эту проблему поможет сервис по выкупу авто CarPrice. Что мы предлагаем:
— онлайн-оценку вашего авто за пару десятков секунд;
— бесплатный осмотр автомобиля нашими специалистами в одном из филиалов в 55+ городах РФ (или у вас на дому);
— конкретную цену по итогам аукциона среди дилеров и автосалонов со всей России;
— прозрачное оформление документов купли-продажи.
— оплату уже в день осмотра авто нашими специалистами.
Российские автомобили в 2026 году
Отечественные марки (или полностью локализованные) практически не почувствуют изменений:
— АвтоВАЗ (Lada Granta, Vesta NG, новые кроссоверы) получат 100% компенсацию утильсбора.
— Москвич, Haval (российская сборка), Sollers — аналогично.
— Цены останутся в диапазоне 1,2-3 млн руб. даже за топовые версии.
Планируется расширение модельного ряда: новые Vesta на платформе с китайскими агрегатами, но под российским брендом.
Lada продолжит доминировать в бюджетном сегменте (до 2 млн руб.), где импорт полностью исчезнет.
Рынок б/у иномарок: рост цен и дефицит авто
Сокращение новых поставок резко подогреет вторичку. Что ожидается:
— Иномарки 2022–2025 годов (Toyota, Kia, Hyundai, VW) подорожают на 25-40%.
— Дефицит машин 1-3 года с пробегом до 50 тыс. км.
— Китайские б/у-авто пока останутся неликвидными из-за сомнений в надежности и быстрого падения остаточной стоимости.
— Цены на популярные модели (RAV4, Camry, Sportage 2020–2024 гг.) превысят 4-6 млн руб.
В итоге многие покупатели перейдут на б/у японцев/корейцев или новых китайцев.
2026 год окончательно разделит рынок: массовый сегмент отойдет китайским и российским брендам, а европейские, японские и американские иномарки станут атрибутом премиум-класса с ценниками от 10 млн рублей. Если вы все еще мечтаете о Тойоте, КИА или БМВ — лучше успеть оформить покупку в этом году, а еще лучше — до 01.12.2025.
Частые вопросы
Сохранится ли официальная гарантия на машины по параллельному импорту в 2026 году?
Официальной заводской гарантии от производителя не будет, но крупные дилеры продолжат предоставлять свою сервисную гарантию на 1-3 года при условии обслуживания в их сетях.
Можно ли будет ввозить электромобили и гибриды без огромного утильсбора?
Для физлиц при ввозе одного авто в год льготы сохраняются, но для юрлиц и параллельного импорта ставки вырастут существенно.
Повлияет ли повышение утильсбора на цены уже ввезенных в 2025 году машин?
Нет, сбор платится один раз при первичной регистрации. Остатки 2025 года будут самым выгодным предложением начала 2026-го.
Стоит ли брать кредит на импортную машину в 2026 году?
Если ключевая ставка опустится ниже 12-14%, то да — но только на модели до 200 л. с. Для мощных иномарок переплата по кредиту плюс утильсбор сделают покупку малоцелесообразной.
Вернутся ли официально Toyota, Volkswagen и другие ушедшие бренды к 2026–2027 годам?
Эксперты не ожидают массового возвращения этих производителей в ближайшие 2-3 года.

