Содержание
Новые правила расчета утильсбора: о важности 30-минутной мощности
Утильсбор для электромобилей и гибридов с 1 декабря 2025
Какие бренды пострадают больше всех и могут уйти из России
Прогнозы и перспективы: что будет с утильсбором в России в 2026 году и позже
С 1 декабря 2025 года в России вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора. Изменения уже называют одним из самых значимых факторов, которые повлияют на авторынок в ближайшие годы. Нововведения сильно ударят по электромобилям и гибридам — стоимость многих моделей вырастет на сотни тысяч рублей.

Новые правила расчета утильсбора: о важности 30-минутной мощности
Сейчас при ввозе электромобилей и последовательных гибридов действует простая схема. За коммерческие (для перепродажи) машины до 3 лет утильсбор составляет 667 400 рублей, старше 3 лет — 1 174 000 рублей. Если автомобиль ввозится для личного пользования, действует льготный тариф — 3400 или 5200 рублей соответственно.
С 1 декабря льгота останется только для моделей с последовательной схемой (когда ДВС заряжает батарею, а колеса вращает электромотор) и мощностью до 80 л. с. При этом речь идет не о пиковой, а о длительной 30-минутной мощности.
Для остальных гибридов (параллельных и полноприводных) будут учитывать суммарную мощность всей установки. Это означает, что подавляющее большинство из них формально превысят льготные пределы и будут облагаться утильсбором по полной ставке.
Утильсбор для электромобилей и гибридов с 1 декабря 2025

Бесплатная оценка вашего авто
Какие бренды пострадают больше всех и могут уйти из России
После вступления в силу новых правил ввоз большинства электромобилей и последовательных гибридов физлицами теряет смысл. Под льготный утильсбор востребованные модели не попадают. Даже компактный Volkswagen ID.3 имеет 30-минутную мощность 88 л. с., что уже выше установленного порога в 80. У кроссовера Toyota bZ4X — около 99 л. с., а у полноприводного Zeekr 001 этот показатель достигает 224 л. с.
Особенно ощутимо изменения затронут дорогие электрокары. Например, Tesla Model X Plaid с пиковой мощностью свыше 800 л. с. развивает 30-минутную мощность 321 л. с. Для таких автомобилей старше 3 лет утильсбор вырастет почти на 2,8 млн рублей.
Китайские и топовые европейские бренды, которые могут покинуть рынок РФ из-за нового утильсбора для электрокаров и гибридов:

Прогнозы и перспективы: что будет с утильсбором в России в 2026 году и позже
Сегодня доля электромобилей и гибридов на российском рынке составляет около 4%. Этот сегмент демонстрировал самые высокие темпы роста в последние годы, однако новые правила могут замедлить развитие направления. Впрочем, эксперты не ожидают полного спада, скорее рынок перейдет в фазу перестройки.
По словам аналитиков, полный уход брендов с рынка маловероятен. Производители будут адаптировать модельные ряды и искать баланс между мощностью, ценой и налоговой нагрузкой. Спрос сместится в сторону локализованных и более доступных моделей, отмечают специалисты.
Повышение утильсбора, вступающее в силу с 1 декабря 2025 года, — часть долгосрочной программы индексации. Еще в 2024 году правительство утвердило план постепенного роста ставок до 2030 года. Уже с 1 января 2026 года ожидается очередная корректировка — примерно на 15–25% для всех категорий автомобилей, включая электрокары и гибриды.
Что ждет авторынок в ближайшей перспективе:
— Рост цен на вторичном рынке. Спрос на мощные автомобили сократится, а владельцы уже ввезенных маломощных авто начнут ориентироваться на новые, более высокие цены. Это подстегнет подорожание подержанных премиальных моделей.
— Ажиотаж на маломощные автомобили. Повышенный интерес к моделям приведет к росту их стоимости как внутри страны, так и на внешних рынках, прежде всего, в Китае и Японии.
— Общий рост цен. Подорожание в верхнем и среднем сегментах неизбежно потянет вверх и стоимость бюджетных машин. Многие модели действительно станут роскошью, а не средством передвижения.
Если вы присматриваете новый автомобиль, то на фоне предстоящего роста цен вполне логично подумать о продаже старой машины. Каждый автовладелец мечтает о быстрой, удобной и безопасной продаже. Именно такой вариант предлагает сервис CarPrice. Вам не нужно самому подавать объявления, встречаться с покупателями, вести торги, проверять покупателя на честность.
Преимущества сервиса:
— Реальные предложения от 10 000+ дилеров. Покупатели спорят за ваше авто на аукционе, за которым вы следите в реальном времени.
— Быстрая и бесплатная оценка авто. Специалисты осматривают авто и оформляют документы в течение 2 часов. Возможна также выездная оценка.
— Прозрачность и юридическая чистота сделок. Сервис гарантирует безопасность, не навязывает допуслуги.
Новые правила утильсбора меняют правила игры на российском авторынке. Электромобили и гибриды станут дороже, но рынок не остановится, производители уже адаптируют модели под новые требования. В ближайшие годы спрос сместится к более доступным и энергоэффективным автомобилям, а интерес к электрокарам сохранится, пусть и в более рациональной форме.
Частые вопросы
Как узнать 30-минутную мощность конкретного электромобиля?
Она указывается в сертификате одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Ее можно запросить у официального представителя марки.
Будет ли действовать льготный утильсбор на электрокары для личного пользования?
Да, но только если мощность автомобиля не превышает 80 л. с. для 30-минутной мощности.
Повлияют ли новые правила утильсбора на уже ввезенные автомобили?
Нет, изменения распространяются только на автомобили, которые ввезут после 1 декабря 2025 года.
Как рост утильсбора скажется на ценах дилеров?
Импортеры и дилеры будут закладывать новые ставки в конечную стоимость автомобилей. Цены на новые машины вырастут на десятки и сотни тысяч рублей.
Что будет с электромобилями, собранными в России?
Если модель локализована и сборка осуществляется внутри страны, производитель может получить компенсацию утильсбора. Это поможет сдерживать цены.

